Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с элементами рисования «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Задачи:

Образовательные:

-формировать умения представлять образ, персонаж;

- продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению;

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства;

- познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл;

- формировать представления детей о трудолюбивом, добром и злом человеке;

- помочь запоминать начальную фразу и концовку произведения, способствовать усвоению образного языка сказки.

-закреплять умения рисовать нетрадиционными методами рисования: рисование поролоновыми «тычками» и мятой бумагой. Учить красиво располагать изображение на листе.

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; формировать эмоциональное отношение литературным произведениям.

Развивающие: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала. развивать воссоздающее воображение, слуховую память; умение максимально концентрироваться на происходящем.

Ход образовательной деятельности.

1.Организационный момент:

Дети заходят под сказочную музыку в группу.

Воспитатель: Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?

Дети: Клубочек.

Воспитатель: Ребята, это не простой клубочек,а волшебный, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Мы с вами буде передавать клубочек по кругу и называть друг друга ласково. А теперь,я передаю клубочек Лере и говорю : «Лерочка» и т. д. Можно сказать доброе пожелание, комплимент.

Дети называют друг друга асково.

2.Основная часть:

Воспитатель: Вот и опять клубочек дошёл до меня. Он зарядился волшебной энергией от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими и добрыми детьми. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

(Дети перечисляют).

Воспитатель: А ещё как можно?

Дети: Надеть волшебные башмачки.

Воспитатель: Ребята, давайте наденем башмачки. (Дети имитируют надевание башмачков).

Воспитатель: Ребята,постучите каблучками и скажите дружно: «В сказку всем попасть нам нужно!».

Дети стучат каблучками и говорят под музыку: «В сказку всем попасть нам нужно».

Звучит музыка для релаксации.

Воспитатель: Руки расставьте в стороны как птицы. Летим, тёплый ветер нас обдувает, смотрим на землю с высоты (руки над глазами). Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Давайте на них немного покачаемся (пружинка). Облака как ватные, нам приятно легко (перемещение по группе). Приземляемся, снимите башмачки, а то они нас унесут далеко от сказки.

Дети садятся на стульчики и «снимают башмачки».

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки? (авторские, народные). Что значит авторские сказки? (Это сказки, которые сочинил один человек, автор сказки). Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё).

Воспитатель: Сегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным-давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель А. Н. Толстой и записал ее. А теперь ее печатают и выполняют красочные рисунки к ней. Вот портрет писателя и его некоторые книги. Мы их обязательно посмотрим и прочитаем. Алексей Николаевич написал сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» и обработал и записал много русских народных сказок. (показываю слайд, на котором портрет А. Н. Толстого)

Воспитатель: Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.

1. Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.

пуд - старинная русская мера веса. Пуд –это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес.

2. Прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду.

3. Холст – это ткань, которую изготовляли в старину изо льна на специальных ткацких станках.

4. Ткать – работать на ткацком станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа.

5. А в тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.

6. А ещё встретятся такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее).

(Сопровождаю объяснение показом иллюстраций на слайдах)

Воспитатель:

«Сказка в двери к нам стучится

Скажем сказке заходи,

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди»

Воспитатель: Как обычно начинается сказка? С каких слов?

Дети: Жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве и т. д.

Воспитатель: А наша сказка начинается со слов: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.»

Воспитатель: Как понимаете эти слова?

Воспитатель: Что значит, своего брата не стыдятся?

Воспитатель: А сейчас давайте с вами подготовимся к слушанию сказки.

Встаньте на ножки, глубоко вдохните носом и выдохните ртом.

(Показ воспитателя, затем вместе с детьми два раза. (упражнение на дыхание).

Молодцы! Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Слушайте внимательно. Посмотрите на экран.

(1 слайд)

Своё чтение я буду сопровождать иллюстрациями.

Чтение сказки

(2 слайд)

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. (как понимаете эти слова)

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди,выкормили и работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

(3 слайд)

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка,

средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.

Воспитатель: Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала (печаль, горе, обиду, досаду).

Воспитатель : Ребята, скажите, пожалуйста, Крошечка-Хаврошечка какая была? (маленькая, трудолюбивая, добрая, умная). Какие были дочери? (ленивыми, злыми, завистливыми, хитрыми)

(4 слайд)

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

– Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне ведено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.А коровушка ей в ответ:

– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого –все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано.

Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.

Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке.

Воспитатель: Кто же помогал Хаврошечке в сказке? Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.

Воспитатель: Что она при этом говорила? Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово.

Физкультминутка.

Воспитатель :Коровушка предлагает нам отдохнуть

Коров пастух привёл на луг (шагаем на месте)

Стадо мычит, спасибо говорит (голову тянем и говорим протяжное му,

Вытянули губки трубочкой)

Очень вкусная трава (давайте покажем, как жуёт коровушка: посмотрите на меня)

Идёт кругом голова. (вращение головой в одну и другую сторону)

Бегают коровки по лужочку ловко (бег на месте).

Воспитатель :А сейчас садитесь на место и вернёмся к нашей сказке.

(5 слайд)

Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди,кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает: – Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала.

(6 слайд)

Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь –Двуглазку:

– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.

Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает: – Спи, глазок, спи, другой!

Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.

(7 слайд)

Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте еще больше работы задала.

Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет: – Спи, глазок, спи, другой!

А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули,а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.

Воспитатель: Какую песенку пела Хаврошечка дочерям на лугу для того, чтобы они скорее заснули? (Спи глазок, спи другой).

Воспитатель: Могут быть у человека 1, 2, 3 глаза?

Воспитатель :Можно влезть коровушке в одно ухо, а в другое вылезти?

Воспитатель : Как называла Хаврошечка свою корову (коровушка-матушка)

Воспитатель : Как относилась коровушка к Хаврошечке (заботилась, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, утешала, любила)

Воспитатель :Как коровушка называла Хаврошечку (красная девица)

(8 слайд)

Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу. – Режь рябую корову! Старик и так и сяк: – Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая! – Режь, да и только!

Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про то опознала, в поле побежала,обняла рябую коровушку и говорит: – Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.А коровушка ей отвечает:

– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи,в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

(9 слайд)

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала,что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! – яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.

Воспитатель: Ребята, какие яблочки выросли на яблоне? В нашем саду может вырасти такая яблоня? Из косточек коровьих может вырасти? (Нет, это только в сказке).

Воспитатель: Из чего вырастает яблоня?

Физминутка «Мы пришли в фруктовый сад»

Мы пришли в фруктовый сад. Ходьба на месте (друг за другом)

Вдыхаем яблок аромат. Дыхательные упражнения

Вот так яблоко! Оно - Руки в стороны

Соку сладкого полно Руки на пояс

Руку потяните, Протянули руки вперёд

Яблоко сорвите. Протянули руки вверх

Стал ветер веточку качать, Качаем руками вверху

Трудно яблоки достать. Подтянуться

Подпрыгну, руку протяну Подпрыгнуть

И быстро яблоко сорву! Хлопок в ладоши над головой

Вот так яблоко! Оно - Руки в стороны

Соку сладкого полно. Руки на пояс

(10 слайд)

Много ли времени прошло, мало ли, – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки,стал затрагивать девушек:

– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Воспитатель: Какие чувства испытывали сестры, когда не сумели достать яблочки (зло, зависть, недовольство, обиду,огорчение)

(11 слайд)

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.

(12 слайд)

Восп: Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали.. Надевайте свои башмачки. Нам пора возвращаться в детский сад. А теперь подойдите ко мне. Потопайте каблучками, закройте глазки, вдохните воздух носиком и выдохните.А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».

Звучит музыка для релаксации.

Воспитатель: Руки расставьте в стороны как птицы. Летим, тёплый ветер нас обдувает, смотрим на землю с высоты (руки над глазами). Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Давайте на них немного покачаемся (пружинка). Облака как ватные, нам приятно легко (перемещение по группе). Приземляемся, снимите башмачки.

Дети садятся на стульчики и «снимают башмачки».

Воспитатель: Ребята, а где мы с вами побывали?

Дети: В сказке.

Воспитатель: Чем занимались?

Дети: Слушали сказку «Хаврошечка».

Восп: Ребята, вам понравилась сказка?

- Как она называется?

- Какими словами она начинается?

- К каким людям попала Крошечка- Хаврошечка"?

- Сколько было дочерей и как их звали?

- А какими они были?

- А что делала Хаврошечка?

- Кто помогал Хаврошечке?

- Что она помогала ей делать?

- Что она при этом говорила?

- Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?

- И какая же из дочерей всё рассказала мачехе?

- Что же произошло дальше?

- А что сделала Хаврошечка?

- Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?

- Кто проезжал мимо сада, и что произошло дальше?

- А почему мачехины дочки не могли угостить барина?

- А кто угостил барина?

- Чем закончилась сказка?

-А какими словами закончилась?

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам нарисовать яблоню, которую вырастила Хаврошечка. Подойдите все ко мне.

(на ватмане заранее нарисован ствол яблони с ветками)

Воспитатель: Что нам осталось нарисовать? (ответы детей)

Воспитатель: Какого цвета бывают листья у яблони, когда поспевают яблоки?

Мне тоже очень нравится зеленый цвет, значит, я буду использовать

зеленую краску для рисования листьев? Листочки можете рисовать, чем хотите.

А мне нравится рисовать мятой бумагой, берем бумагу, сминаем ее,

делаем маленькие комочки и,обмакнув в краску рисуем, способом

оттиска, листочки.

Вот наши комочки прыгают с ветки на ветку, с ветки на ветку и

получились листочки.

Воспитатель: А как же нам рисовать яблочки? Я вам подскажу.

Обратите внимание на то, какие предметы лежат у вас на столе.

Как вы думаете, чем мы сегодня будем рисовать яблочки?

(дети поднимают поролоновые «тычки»)

Воспитатель: Правильно, яблоки мы будем рисовать поролоновыми

«тычками». Для этого мы обмакиваем один край «тычка» в желтую

краску, другой край в красную краску.

Воспитатель: Что мы делаем, если у нас лишняя краска?

Мы её снимаем на вспомогательном листе. А теперь, ребята, ставим

«тычок» «Столбиком» и надо аккуратно прокрутить.

Воспитатель: Что вы видите?

Дети: - Яблоко.

Воспитатель: Получается яблоко с красным бочком. Ах, какое

волшебное яблоко! Круглое, золотое!

Смотрите ребята, какая красивая яблоня у нас получились.

Мы эту яблоньку оставим в нашей группе, чтобы она нам напоминала

о Хаврошечке и о том, что добро всегда побеждает зло.

Звучит песня В. Шаинского «В мире много сказок»

Воспитатель: Сегодня мне очень понравилось, как вы занимались на занятии.

А теперь пожмите руки друг другу, встаньте в хоровод и обнимите друг

друга и скажите «спасибо» друг другу.

Воспитатель: На этом наше занятие закончилось. Спасибо за внимание!

  • Одноклассники Social Иконка

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Контент является обязательным к размещению

Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации» однозначно идентифицируются как обязательный к размещению контент

© 2018 МДОУ "Детский сад №12 "Медвежонок"

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now